Поиск

сейчас в эфире
 

Мир,глазами Чебурашки

«Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках», — эту известную цитату приписывают Лао-цзы.

Взглянуть на вещи под иным углом, поставить себя на место другого человека — мы часто слышим подобные советы, но способны ли мы на это? 

Один психолог в своем блоге напомнил о простом упражнении, которое может научить детей мыслить шире. Она рассказала об эксперименте Жана Пиаже. Швейцарский психолог первым ввел термин «эгоцентризм», утверждая, что дети до 7-8 лет рассматривают все объекты и явления внешнего мира исключительно со своей точки зрения, с позиции «Я знаю». В эксперименте Пиаже была кукла, а наш психолог описала эксперимент с более привычным нам персонажем.
«Ребенка сажали за круглый стол, а на соседних стульчиках — пару игрушек. Мишку, Чебурашку. Потом говорили: «Васенька, нарисуй, что ты видишь». И Васенька старательно рисовал — Мишку, Чебурашку, стол, окно, лысую голову дяденьки-экспериментатора, что-то еще. А потом ему говорили: «Васенька, а нарисуй, что видит Чебурашка». И вот тут прекрасное.

До 4-5 лет все дети уверенно рисовали опять то же самое — Мишку, Чебурашку, стол, окно и лысую голову. После 5 лет у некоторых, очень некоторых детей возникали попытки нарисовать мир под другим углом.
Например, появлялась творческая догадка, что Чебурашка не может видеть Чебурашку, а видит Мишку и… кого? Меня? Как он меня видит? И голову дяденьки - экспериментатора он видит под каким-то другим углом. Может, экспериментатор к нему ближе сидит. И возможно, от этого он кажется ему симпатичнее? Ни у кого из детей это не было мгновенным озарением. Ни у кого из нас это не мгновенное озарение. Углубление картинки того, как Чебурашка может видеть наш мир, занимает годы. Даже в лучших случаях.

Некоторые становятся способны увидеть мир с точки зрения Чебурашки только годам к 10.
Тут можно было бы сказать «поздновато».
Но мы знаем людей, которые неспособны к этому ни в 30, ни в 50. Которые уверены, что мир существует в неизменно отлитой форме и строго в тех контурах, которые они видят со стула. Любое отклонение мира от этих контуров вызывает у них испуганную ярость и расценивается как преступление. Обходить, даже мысленно, стол, чтобы узнать что-то новенькое о близких, об их желаниях, об отношениях и даже о самих себе, они не будут. «Потому что напрягает, потому что страшно, хлопотно и зачем усложнять.»

Психолог призывает устраивать такие эксперименты еще в детском саду. Причем не обязательно на Чебурашке.
«Хоть на шишках, хоть на осенних листьях. А потом в школе еще закреплять этот навык. Потому что это навык, он тренируется.»

Именно поэтому некоторые поэты, музыканты, художники и другие творческие люди пользуются популярностью. Это их способность, с одной стороны, увидеть мир глазами другого человека, а, с другой стороны, увидеть этого человека как очень особенного. В комментариях к посту пользователи Сети рассказали о других интересных упражнениях, которые могут победить эгоцентризм.

Например в одном Финляндском университете, при поступлении на факультет архитектуры одним из творческих заданий является нарисовать монетку с точки зрения сидящей на ней мухи.

В другом универе на журфаке, студентам давали задание: написать рассказ от имени предмета. Например от имени целлофанового пакета: о вариантах его судеб, его чувствах и осознании своей незаметности и ненужности…
Или например попросить детей пересказывать известные сказки от лица разных героев. Например: «Жили-были гуси-лебеди»…
И вот уже смотришь на вещи под другим углом.

На мой взгляд, неплохие упражнения для тренировки эмпатии. А Вы как считаете?

Автор: Екатерина Титовская